10 декабря в Москве открылась 10-я международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста» – ЕССЕ 2020 Онлайн. В первый день в работе конференции приняли участие более 20 тысяч представителей профессионального сообщества из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Пленарное заседание прошло с участием представителей Минпросвещения России Елены Постульгиной и Натальи Костюк, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Ларисы Тутовой, доктора психологических наук, профессора, почетного доктора, ректора Международной педагогической академии дошкольного образования Николая Вераксы, ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе, заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования Стефании Джаннини, заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Татьяны Ларионовой.
На пленарном заседании, слушателем которого была Баранова Э.А., заведующая кафедрой возрастной, педагогической и специальной психологии, прозвучали сообщения представителей России, а также Франции, Швеции, Австралии, Узбекистана.
Интересные данные широкомасштабного исследования детей дошкольного возраста относительно саморегуляции представил Александр Веракса, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Вице-президент Российского психологического общества, член-корреспондент РАО. О важной проблеме инвестиций в раннее развитие и о трудностях детей и родителей в современных условиях дистанционного образования говорила Аманда Деверчелли, старший специалист Всемирного банка по образованию, глобальный лидер по вопросам раннего детского развития и дошкольного образования (США). Об изменениях в системе дошкольного образования и успехах в этой области в стране рассказала Агриппина Шин, министр образования Республики Узбекистан. В выступлении Ингрид Энгдал, профессора кафедры изучения детей и подростков Стокгольмского университета, регионального президента ОМЕП, соруководителя международного Проекта (Швеция) было представлено содержание образовательной программы для детей и говорилось о важности игры в детском возрасте. Об актуальности идей создателя культурно-исторической теории Л.С. Выготского свидетельствовал доклад Николая Вересова, профессора Университета Манаш (Австралия). На примере конкретных положений теории Л.С. Выготского докладчик говорил о важности дигитальной игры (игры, опирающейся на мышление) и ее потенциале с точки зрения «идеальной» формы, с которой взаимодействует ребенок. Представитель Юнеско, Стефания Джаннини подчеркнула, что, к сожалению, в мире существует неравенство между странами в организации образования и жизнеобеспечения маленьких детей, отметила возрастание случаев насилия по отношению к детям, либо случаев, когда дети становятся свидетелями насилия в семье; указала на необходимость принятия конкретных мер с целью воздействия на ситуацию, сложившуюся в семьях в условиях карантинных мер и в целом для улучшения образования маленьких детей.
В первый день конференции проводились также тематические мероприятия в пяти залах конференции.
Э.А. Баранова